ОСТАНОВКА №4
Деревянная архитектура

Часть 1: дом Головина

Спикер - Татьяна Михайлова

Видеоинтервью в рамках программы BLACKBOX
с Татьяной Михайловой.

Ведущий - куратор параллельной программы Никита Спиридонов

В департаменте культурного наследия он называется "Дом священника". В прошлом году дом получил статус не просто

"выявленного объекта культурного наследия", а "объекта культурного наследия", то есть он стоит под государственной охраной, его нельзя пока снести, если он сам не рухнет, будем

так говорить, и, конечно, государство, беря под охрану, должно приложить усилия для того, чтобы его сохранить. Так вот, этот дом священника имеет достаточно интересную историюи, как и все у нас в районе, связан с Тимирязевской академией.

Никита: 

Татьяна, расскажите о том, что осталось сегодня от деревянных построек той дачной эпохи Тимирязевского района и какая судьба ждет их в будущем, ведь их не так много осталось. Насколько я знаю, Вы очень пристальное внимание уделяете этому вопросу как муниципальный депутат и, во многом, благодаря Вашим усилиям сейчас привлечено общественное внимание к дому Головина на улице Прянишникова.

Татьяна:

Вы мне задали такой вопрос, я могу даже сказать страшный вопрос для меня - потому что на него я ответить не могу. Вы спросили о том, что будет дальше? Видя, что делается сейчас в городе Москве, когда более молодые не деревянные здания идут под снос, то судьба деревяных строений, с моей точки зрения - я, конечно, надеюсь не будет печальной - но пока она печальная. Вы упоминали дом Головина. То есть мы его называем дом Головина, он находится на улице Прянишникова 21.

Ул. Прянишникова, дом 21, Дом Головина (Дом священника) 1994 г.

Ул. Прянишникова, дом 21, Дом Головина (Дом священника),1982 г.

Этот дом был построен в свое время специально для священника, первого преподавателя в Петровской академии,

который читал закон Божий. Служил он в Петровпавловском храме.  Храм этот стоял на месте сегодняшнего памятника Вильямса, построен еще во времена, когда усадьбой владели Нарышкины и поэтому выполнен был в стиле нарышкинского барокко. Это была красивая краснокирпичная церковь с белыми деталями, на высоком подклетье.

Немного истории!
   В 1683 г. началось строительство каменного храма во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла, закончившееся к 1692 г. После завершения строительства церкви в честь апостолов Петра и Павла, в 1692 г., Семчино-Петровское стало полноправно называться селом. В то время здесь была усадьба, где жила боярыня Анна Нарышкина.
    В 1860 г. последовало высочайшее повеление о приобретении всего владения Шульца в казну для «учреждения агрономического института, фермы и других сельскохозяйственных заведений».
   В 1865 г. в имении Петровско-Разумовское была открыта Петровская земледельческая и лесная академия. В итоге храм Петра и Павла стал домовым для этого учреждения, выполняя при этом и функции приходского храма для окрестного населения.
    Настоятель храма одновременно являлся и ординарным профессором Академии по кафедре Православного богословия. Первым занял эту кафедру магистр богословия Яков Данилович Головин (1823–1878) — священник, педагог-богослов. Здесь прошли детские годы его сына, знаменитого художника А.Я. Головина.
   Весной 1866 г. в рамках сметы утверждённой в 1865 г. началось строительство «дома для профессора Богословия». 

священномученик Иоанн Алексеевич Артоболевский

(1872-1938)

Потом со временем в этом доме поселился священник по фамилии Головин, отец художника Александра Головина, который провел в этом доме эпизод своего детства. Просмотрев некоторые его картины я нашла, как мне кажется, изображение Оленьего пруда, который есть у нас на территории Лесной опытной дачи. Так мне показалось, по крайней мере, но я хочу верить, что это так.

На дом Головина сейчас, насколько я знаю, делается проект специальной организации. Департаментом культурного наследия на  сегодняшний день заказан проект научной реставрации, но кто будет его осуществлять, на какие средства его будут реставрировать никто не знает. Может быть это будет на средства какого-то мецената или человека, который возьмется заплатить за возрождение этого дома, а потом получит его например в пользование за один рубль аренды. Дом этот находится рядом с каким-то учреждением - то ли это заводик маленький, то ли научный институт, который раньше владел им; но уже на тот момент когда владел, у дома был статус "выявленного объекта культурного наследия", на который тоже распространяются определенные правила пользования.

Интересный факт
Согласно предписанию Департамента Сельского хозяейства 1866 года зарплата у священика-богослова отличалась особой статусностью и была почти десятикратно выше середней заработной плате 
того времени: «Священника церкви Благовещения магистра Головина ординарным профессором Петровской академии по кафедре Православного богословия с возложением на него согласно примечания 6 к штату Академии исполнения церковных служений и треб...
                                      с содержанием 2700 руб. в год».

Но наступили годы советской власти, нужно было продолжить линию трамвая, который заканчивался на кругу перед главным зданием Тимирязевской академии, далее по улице. "Город развивался", - как говорят наши сегодняшние властители строительного  направления жизни города. Храм был снесен, как и многие церкви в городе Москве и мы потеряли вот такой уникальный исторический объект. Я думаю, что о нем, кроме прихожан

и каких-то людей, которые осознавали ценность этого сооружения, никто и не сожалел, "город развивался". Так вот, священник или священники, которые жили в этом доме, они все служили в этом храме и преподавали богословие в нашей Тимирязевской академии.

Интересный факт

Еще в XIX веке при академии был открыт храм во имя святых апостолов Петра и Павла. С 1911 году его настоятелем был отец Иоанн Артоболевский, педагог, ученый-историк, будущий священномученик.

В 1922 году отца Иоанна арестовали. В одно из воскресений Великого поста священник 

Иоанн Артоболевский прочел послание Патриарха Тихона. Этот поступок был расценен властями как контрреволюционная агитация. Вскоре было принято решение выслать священника за границу. Причем Артоболевский должен был покинуть родину самостоятельно. Отца Иоанна освободили, но уже через несколько дней последовал новый арест. Состоялся суд, священника приговорили к трем годам лишения свободы, а затем вновь отпустили. Однако в 1933 году власти вспомнили об отце Иоанне вновь. Он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Вид на храм и академию с "шуховской" водонапорной башни
(до наших дней не сохранившейся), 1915 г.

Вид на храм и академию с "шуховской" водонапорной башни (до наших дней не сохранившейся), 1934-35 г.

Интересный факт
Александр Головин увлёкся цветами еще в детстве, увидев через стёкла оранжереи в усадьбе Петровское-Разумовское их экзотических представителей. Он сам выращивал цветы, при этом тщательно отбирал сорта, любил писать букеты, вводил цветы в созданные им портреты.
Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы.

Тогда тамошние люди абсолютно игнорировали это все, они оборудовали в нижней части дома хозяйственное помещение, накрыли его, как я называю, "зеленой попоной", ничего не производя, никакие ремонтные работы и ощущение такое, что ждали когда это все определенным образом само разрушится и свято место освободится. 

Однако благодаря многим депутатам ситуация изменилась, были написаны письма в департамент культурного наследия. Примерно года два назад

департамент, подав в суд на пользователя домом Головина, выиграл суд и памятник отошел государству - маленькая территория с домом и полисадником. "Попону" сняли, но на сегодняшний день дом этот представляет собой зрелище довольно печальное - высокая скатная кровля, когда я смотрю на нее, создает впечатление, что это такая продавленная спина коня, старичок, у которого продавили хребет. Тем не менее, сегодня этот дом один из наших знаковых объектов, немногих оставшихся деревянных. Может быть, когда вы

пройдете мимо, то и не обратите на него внимания, но его статус на сегодняшний день достаточно серьезный и крепкий.

« Старинный дворец и живописный парк, его окружающий, были полны романтизма и красоты незабываемой. Будущий художник рос в постоянном общении с живой природой, в плену ее нескудеющей прелести. Мечтательно любовался он возрождением, расцветом и увяданием старого парка, зелеными веснами, буйною роскошью лета, златотканой парчою осени, голубыми коврами зимы. Тени прошлого жили в глухих аллеях, среди обломков мраморных колонн, под кровлей полуразрушенных беседок. Тишиной и солнечной ленью были окутаны поляны, кудрявые рощи, пруды, заплывшие водорослями ».

                   Из воспоминаний Эриха Голлербаха

Александр Головин, В старом парке. 1910-е

Холст, темпера. 96,8 × 96,6. ГТГ

Журнал "Третьяковская Галерея", № 3 2014, посвященный жизни и творчеству
Александра Головина

ОСТАНОВКА №4
Деревянная архитектура

Часть 2: дом Вильямса, дачи на Ивановской

Спикер - Татьяна Михайлова

НОК

АДРЕС

 

Москва, ул. Немчинова 12

email: park@vzmoscow.ru

Телефон: +7 (499) 977-00-44

  • Facebook Basic Black
  • Black Instagram Icon

© 2017-2020 park