ОСТАНОВКА №4
Деревянная архитектура

Часть 3: историческая трамвайная остановка

Спикер - Татьяна Михайлова

Никита: 

Хотелось бы поговорить про самый известный объект Тимирязевского района — это старейшая в Москве трамвайная остановка, которая находится на пересечении улицы Дубки и Красностуденческого проезда. Не так давно она была отреставрирована; параллельно она является также и продуктовым магазином, то есть окупает те ресурсы, которые были затрачены на ее восстановление.

Татьяна:

Старейшая, да, безусловно. Но я хочу отметить, что она не является полностью деревянной. У нее чугунный каркас, и тот вид, который она сейчас имеет после реставрации — это XX век, а не XIX. На том месте, на котором она стоит всегда была остановка: сначала паровичка, затем трамвая. 

Видеоинтервью в рамках программы BLACKBOX
с Татьяной Михайловой.

Ведущий - куратор параллельной программы Никита Спиридонов

Остановка "Красностуденческий проект", 1951 г.

Никита:  

Все остановки раньше были такими, как эта? 

 

Татьяна: 

Нет, это были достаточно примитивные деревянные домики. Затем нашему павильону добавили более продуманные архитектурные формы. А во второй четверти XX века ее перестроили в том стиле, который на тот момент был модным. То есть это сталинский ампир, как его называют. У этого объекта была продуманная тектоника: к примеру, 

невозможно перевернуть сталинский апмир вверх ногами, он 

просто стоять тогда не будет, а вот дома, которые строились потом при Хрущеве вполне можно мысленно перевернуть и от этого ничего существенно не поменяется.  

Никита: 

Я помню это был очень приятный момент, когда состоялось торжественное открытие отреставрированной трамвайной остановки, настоящий соседский праздник!  Принесли самовар, пили чай, играл струнный ансамбль прямо внутри павильона. 

Интересный факт
Москва конца XIX века не была перегружена транспортом, не стояла в пробках и не давилась в часы пик в метро. Только в ноябре 1891 года по рельсам побежал первый паровой трамвай, или, как его ласково называли, паровичок,  связывавший Бутырскую заставу и село Петровско-Разумовское. Это был паровоз, напоминающий коробку с трубой и четырьмя маленькими вагонами позади, каждый длиной с современный легковой автомобиль. У чудо-машины быль лишь один недостаток — низкая скорость. Поэтому Франц Когновицкий, один из гениев архитектуры русского модерна и член строительного совета московской управы, построил на пути следования паровичка несколько вместительных деревянных павильонов в античном стиле, где пассажиры могли отдохнуть и даже поесть мороженого в ожидании столь медленного транспорта.
Немного истории!
   №27 был первой трамвайной линией в Москве, открывшаяся в 1886 году. Линия шла от Бутырской заставы до площади Савёловского вокзала. «Паровички» — трамваи на паровой тяге — пришли на заменку конкам в 1891-м. Из-за высокой пожароопасности новые линии проложили по самым окраинам города. Один из маршрутов тянулся до Петровской земледельческой академии, к нему относилась и остановка «Красностуденческий проезд». 
      В начале 1890-х гг. на всех остановках новых линий парового трамвая по проекту архитектора, одного из признанных мастеров московского модерна, Франца Когновицкого были выстроены деревянные павильоны для пассажиров.        В 1926 г., проект дополнил ученик Когновицкого — архитектор Евгений Васильевич Шервинский, по совместительству служивший архитектором Московского управления трамваев. 
     В 1980—1990 годы остановка сильно пострадала от пожара, были утрачены все деревянные элементы, уцелели только чугунные колонны и решётка в нижней части. Павильон находился в аварийном состоянии, однако в нём длительное время функционировали пункт приёма ремонта обуви и торговая палатка.

Татьяна: 

Хочу сказать, что из всех этих борений, которые мы предпринимаем для того, чтобы сохранить то, что еще можно сохранить — это была, конечно, удача и успех. Поскольку этой реставрации предшествовала очень серьезная работа наших соседей и Архнадзора, которые добивались того, чтобы этот объект стал объектом культурного наследия. Только за счет того, что павильон этот получил такой статус, московское правительство освободило эту землю от арендной платы на время эксплуатации, как следует из новых правил. Нам очень повезло, что, благодаря индивидуальному предпринимателю Анне Паничкиной, этой удивительной молодой женщине, бывшей 

спортсменке, которая нашла деньги, мыимеем теперь такой отреставрированный объект. Хотя, насколько мне известно, она затратила на ее восстановление в три раза больше, чем рассчитывала, но это не удивительно, поскольку научная реставрация — это дорогое удовольствие.  

Вид из дома №15 на Красностуденческий проезд, Новое шоссе, Лесную дачу МСХА. Снимок сделан между 1950-1953 гг.

Остановка "Парк Дубки", 1904 г.

"Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам паровичка. Березовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа. Потом рощи кончались, и впереди вспыхивал всеми красками увядания великолепный парк академии. Золотое молчание стояло в нем. Громады лип и кленов, переплетаясь с лимонной бледностью осин, открывались перед глазами, как преддверие пышного и тихого края".

                                                                    Константин Паустовский

Никита: 

И там остались аутентичные чугунные решетки? 

Татьяна: 

Да, но, к сожалению, некоторые детали были утрачены безвозвратно. Так, верхние части колонн были вылеплены по образу и подобию более мелких аналогичных деталей, которые сохранились. Мне очень жаль, что специалисты, занимавшиеся восстановлением, не воспользовались той удачей, которая у них была. Дело в в том, что вторая сохранившаяся остановка (я называла ее про себя «сестра») до некоторых пор стояла на конечной остановке нашего 27-го маршрута рядом с метро Войковская. Сейчас ее уже там нет. 

Видео с выставки "Граждане Тимирязевцы.
Поэтическая сессия. Константин Паустовский", 2019 г.

Ей повезло меньше — она была застроена кирпичом, отштукатурена, покрашена, а вот каркас в целом сохранился. И эти детали, в то время, когда делалась реставрация нашего павильона, можно было еще расчистить, а может быть даже и перенести к нам сюда. Но кто же знал, что впоследствии это просто все разрушат, вычистят и выкинут. 

Услышать проезжающий мимо трамвай

Соседский праздник по случаю открытия отреставрированной остановки, 2019

Остановка "Красностуденческий проезд" после реставрации

Остановка "Красностуденческий проезд" до реставрации

ОСТАНОВКА №5
Кооператив
"Соломенная сторожка"

Часть 1: история появления кооператива

Спикер - Андрей Кувшинников

НОК

АДРЕС

 

Москва, ул. Немчинова 12

email: park@vzmoscow.ru

Телефон: +7 (499) 977-00-44

  • Facebook Basic Black
  • Black Instagram Icon

© 2017-2020 park